Анатолий Кулаков «Классик, живший рядом…»
Писать про классиков мировой фотографии всегда приятно. Ты рассуждаешь о непреходящем моменте их творчества, смакуешь подробности их биографии, находишь параллели с другими участниками процесса, жившими с ним в одну эпоху, и на этом «кайфе», ты ведь тоже участник этого процесса, как бы становишься с ним в один ряд, тем более что сделать фотографию подобную классику, сейчас часто не составляет труда.
С Анатолием Кулаковым всё не так. То, что он Классик, догадывается очень небольшая прослойка профессионалов, среди которых, к сожалению, нет искусствоведов способных оценить масштаб и вклад в мировой фотографический процесс.
Между тем, начиная преподавать в начале 1990-х, оттолкнувшись от наследия Моголи Надя, Ман-Рея, именно на его работах я разрабатывал курс «Фотографика», для студентов дизайнеров. И вот тут кроется основной парадокс. Для дизайнеров Кулаков фотограф, а для фотографов- дизайнер.
На открытии выставки в Рыбинске, было много полярных мнений. От «простоты» автора, творчество которого может постичь младший школьник, до споров о драматургии и внутреннем конфликте в работах. На секунду- речь о натюрморте!
Я переходил от работы к работе, хорошо зная каждый уголок, и не переставал удивляться. «Временной» континуум, который напрочь отсутствует в фотографии из-за глупости, однажды сказанной про решающий момент, здесь работает! Но если в кино, тебя за руку ведет режиссер, то у Кулакова, наедине с его работой, ты смотришь свое кино, которое несмотря на шум, присутствующий в галерее из-за открытия, «микшируется» и уходит на второй план…
Автору такого масштаба тесно жить в «нормальном» мире, и не смотря на уход из него, две прекрасные дочери, сохранили для нас его творчество и дали редкую возможность еще раз увидеть вроде бы доступный, но такой закрытый мир Анатолия Кулакова.
Выставка проходит в Рыбинске, в галерее «Рыбинского фотографического общества» , с 21 января 2017 года.
Алексей Назаров